Отморозки в поисках ледяной свежести.

124бО, запомни, что видишь этот час
И на север вернёшься ты не раз,
В чайки розовой гнездовье,
Где любимая живёт...
Здесь тому, кто собрался уходить,
Дарят то, без чего им не прожить...
Не пытайся – не забудешь
Чайки розовой полёт...

Чайка, чайка, лети, чайка с розовым крылом...
Чайка, чайка, здесь, на севере, твой дом...

Есть на свете большие города,
Но и в городе снится иногда
Чайки розовой гнездовье,
Чайки розовой полёт...
Если север собрался покидать,
Я хочу на прощание сказать:
Никогда не позабудешь,
Где любимая живёт...

Чайка, чайка, лети, чайка с розовым крылом...
Чайка, чайка, здесь, на севере, твой дом...

Чайка. Кола Бельды. (Долганская песня)

День 1. 20 февраля 2015 года.

После недолгих и беспонтовых сборов выехали. То есть толком не собрались и не подготовили машину. Состав экипажа был таков: два Сергея и я. Для удобства повествования и некоторых недолгих раздумий я решил обозвать одного из них Балласт, второго Фашист.

Первая часть пути прошла обыденно. Просто ехали, иногда заправлялись. На улице сыро, тепло. Асфальт мокрый, но без снега и льда. В Вологде остановились сфотографировать монастырь.

1

После поворота на Тотьму дорога стала местами ухудшаться. А ближе к Великому Устюгу попадались и совсем разбитые участки полотна.

Ближе к Устюгу, когда уже стемнело, вдруг погасла приборка. Остановились для устранения неисправности. За бортом несколько похолодало, но не существенно. Вскоре я обнаружил сгоревший предохранитель. Заменили его и поехали далее.

Нам надо было попасть в деревню Усть-Алексеево. Здесь у Балласта похоронен отец. У меня сначала сложилось мнение, что мы едем к кому-то в эту деревню в гости. Но когда приехали в деревню ночью, выяснилось, что мы ночевать будем в машине. Поскольку я не был предупреждён и тем самым введён в заблуждение, то устроил кипиш. То есть команду уведомлять о маршруте и смысле оного не надо. Надо просто говорить “А мне надо!”

На ночь расположились у здания почты возле старого каменного храма. Интересное сооружение.

234

Наскоро приготовил поесть. Выяснилось, что на ночь жрать не надо, все на диете. Пока я готовил, считалось, что я зря трачу время.

Стали укладываться спать. Я и Фашист легли спать на спальнике (фанерном настиле), занимавшем от передних сидений всю заднюю часть машины. Под настилом хранились продукты и шмотки. Балласт расположился на переднем сидении (вес 130 кг при росте за 190 см). Мне коротковато было, но жить можно. Спальники были очень тёплые рассчитанныё на -30, так что спать было даже жарко. Футболку и кальсоны не снимал только из соображений гигиены.

День 2.

Храм оказался большим. Кладка кирпичная внутри здания очень ровная и крепкая. Своды почти целые и не осыпались. Отсутствуют только деревянные детали интерьера. Здесь какое-то время назад был коровник.

Наскоро приготовил завтрак. Сварил макароны с тушёнкой. Попили кофе. Оба два меня всё время торопили. А нам ведь ещё долго ехать. Вообще-то очень плохо, когда коллектив не слажен, когда каждый делает так, как ему нравится. Ну а в нашем случае процветает полное раздолбайство. Всё на скорую руку, на авось.

После завтрака приехали на сельское кладбище. Пока Балласт был на могиле отца, я уложил вещи в машине покомпактнее.

56

Как только выехали из деревни, встали в небольшой пробке. На гору не мог въехать грузовик, гружёный опилками. Он раскорячился поперёк дороги. Но вскоре он смог встать нормально на дорогу и мы поехали дальше.

7

Снова потеплело, стало сыро и мерзко. Из под колёс машин сильно летит грязь.

Ночью Балласт видя сладкие сны, сломал флешку с музыкой. Теперь едем в тишине.

Пересекли понтонную переправу в Коряжме и поехали по зимней дороге в сторону Яренска.

8

Недалеко от Слободчиково увидели перевёрнутую четвёрку в сугробе. Мужик и женщина целые, стоят рядом. Решили помочь, не бросать же. Поставили машину на колёса легко. А вот вытащить из сугроба на дорогу не так просто. Пробовали в две машины тянуть вместе с УАЗом. Да на льду машины буксуют. Тогда надели цепи на колёса и вытащили четвёрку на дорогу. Немного погодя, когда масло стекло в поддон, машина завелась. Мужик, было, предложил нам пузьрь в награду. Да нам-то не нать, у самих ящик в багажнике. Взомчались далее.

910

Дорога там хорошая. Зимник ровный и едется комфортно. Да и вокруг места приятные для созерцания. Вскоре добрались до Яренска, а значит опять асфальт.

1112

По дороге встречается много брошенных домов и деревень. Есть и деревянные церкви.

Въехали в республику Коми.

1314

Км в 100-150 от Ухты из под капота стало сильно парить и резко скакнула температура двигателя. Остановились для выяснения причин неисправности. Под капотом всё в антифризе. Порвался старый птрубок. Хорошо, что у самого хомута. Отрезали лишнее, надвинули патрубок подальше, притянули, залили воды и поехали дальше. Всё исправилось.

Недалеко уже от Ухты обнаружили в ночи легковушку в сугробе. Остановились помочь. Народ в хлам пьяный. Машинёшка у них не велика была, а посему изъяли из снега её легко. Вежливо попросили их не бухать за рулём и отправились восвояси.

15

При въезде в Ухту с заправки позвонил Игорю. Вскоре он примчался, и я отдал ему везомую мной покрышку для мотоцикла и камеру. Проехали по городу. С тем в связи, что время было уже позднее, магазины с сувенирами не работали. Так что всяческих дурацких нахолодильниковых магнитиков купить не удалось. За то купили две канистры антифриза в утешение. Отъехали за город, там попрощались с Игорем и занялись заменой антифриза. Поскольку машина представляла собой достаточно почтенное по возрасту ведро, то процесс оказался не так прост. Фашисту пришлось снять радиатор, чтобы скрутить с него сливную пробку. Не прошло и полугода, как всё было готово. Поскольку оба два перепачкались, то решили вернуться в город в гостиницу, которую нам показал Игорь, чтобы помыться и переночевать.

Койка в трёхместном номере 600 рублей. Не дорого, но и не за что. Мебель так себе, бельё старенькое, потрёпанное, койки провисали, как гамак. В номере имеется телевизор и умывальник. Удобства в конце коридора. Там же рядом и кухня, где можно готовить еду.

Я что-то разнервничался и сразу завалился спать.

17

День 3.

Спалось не очень. Нервы. Я существо нежное, с тонкой душевной организацией. Было очень душно и жарко.

Утром у гостиницы познакомился с местной псиной.

16

Наутро приготовил на кухне гречки с тушёнкой. Позавтракав, заправили термос и уложив поклажу, отправились в сторону Печоры. Дорога везде хорошая, малолюдная. От Ираеля до Каджерома похуже. Там грунтовка, а поэтому зимник на ней не ровный. Около посёлка Талый образовалась пробка. Не разъехались кран и фура. У крана пострадала кабина крана. Вскоре удалось пробку преодолеть.

181920

Добрались до Чикшино. Там дождался Руслана. Немного с ним поболтал, и поехали дальше. Жаль, что в машине совсем нет места, а то можно было отвезти Руслана домой.

21

Перед переправой через реку Печора видели, как в сугроб ушла легковушка и чуть не перевернулась. Всё обошлось, и водитель сам выехал из сугроба и поехал дальше. В городе заправились и залили все канистры саляркой. Взяли немного бензина для печки. Уже традиционно раздолбайски всё это привязали на багажнике. Добрались до железнодорожного вокзала. Оба два пошли на поиски магнитиков и сувениров. Каждому своё.

В леспромхозе сугробы чуть ли не до крыши домов. К калиткам прокопаны туннели в сугробах. Красота. Около дома застряли в сугробе. Соседский сын помог её выкопать и предложил поставить около своего дома. Там было почищено.

Мне очень хочется к Руслану домой, поздороваться с его мамой и отцом. Заехали…. Да так и остались. Разве уедешь от тёти Розы?... Нас напоили, накормили, настоятельно оставили на ночь. Позвонил Руслан. Сперва с мамой поговорил, потом со мной. Очень расстроился, так как я не предупредил, что останусь на ночь, что не смогли посидеть, поговорить. Обещался отомстить. Да, некрасиво как-то. Тётя Роза постелила нам в комнате сына. Оба два пошли спать, а я остался на кухне поговорить с мамой. Кот Басик тоже с нами общался. Ему уже 6 лет.

2223242526

Завтра надеемся добраться до Инты.

День 4.

Спалось хорошо. Если бы Фашист не храпел, как полоумный, то было бы ещё лучше. Да ещё посреди ночи телефон у него несколько раз включался.

Позавтракали, откопали машину и поехали по зимнику в сторону Инты. Сразу начались приключения. С дороги съехал грузовик. Поскольку дорога узкая, пришлось сдавать до ближайшего кармана назад.

2728

Снег рыхлый и мокрый. Ехать на резине, накачанной до 2,5 атмосфер плохо. Уговариваю стравить воздух хотя бы до 2, 0-1,8 атмосфер. Куда там! Я же ничего не понимаю в машинах, не ездил никогда и прав у меня нет. Победить снобизм в этой битве не удалось. Деловые, всё знают. Видимо, на северах зимой часто бывают. Ну а на форумах джиперских опытные люди всякую ерунду пишут. Что их слушать. Большой бывший гаишник, а посему своё мнение до окружающих доносит важно и безаппеляционно.

Погода тёплая. Сыро. Идёт снег. По мокрому снегу ехать тяжело. Хорошо бы морозец -10-15 градусов. О дороге на Воркуту у окружающих мнения расходятся. Но в целом выходит, что её нет или только для вездеходов.

293031323334

А тем временем дорога становилась всё “лучше и лучше”. Раз сели на мост и на дно. Долго копали, и как только позади появилась вахтовка, мы выскочили. Потом бодро проскакали по колее до очередной пробки. Это около 25 км до Кожима. Поскольку мы явно здесь на долго, решили перекусить. Заварили картошки, порезали колбаски, сала. Открыли баночку сайры. После еды позвали к чаю Алёнку. Алёнка пришла не одна, а с изюмом и орехами. Я доточил оставшееся сало с крекерами, испил чаю и принялся за мемуары. Фашист для свежести дыхания и ароматизации салона принялся “лузгать семки”. Немного погодя я отправился вперёд на разведку. На первый взгляд всё прекрасно, но раз не едут, значит, что-то произошло. Перед нами ВАЗ 15 на галстуке, далее ВАЗ 14 тоже на галстуке. Сказали, что ещё и классика была на галстуке, но у неё поотрывало всё рулевое управление и её пришлось бросить по дороге. Предварительно с неё отвинтили всё что можно. Сдаётся мне, это её мы видели невдалеке от дороги. Позади нас пристроился джип мицубиси. Стоим ждём бульдозер. Народ поведал, что стоит с 9 утра.

3536

Простояли около 14 часов. К ночи приехал гусеничный трактор и вытащил застрявший тягач. Поехали и мы. В ночи снова сгорел предохранитель, и погасла приборка. Пока меняли его, повалил дым из магнитолы. Там коротнули провода. Быстро её вынули и отключили. Подсветку приборки так и не починили. Но машина едет. Говорить о том, что у нас нет изоленты, по-видимому, не имеет смысла.

День 5.

По дороге видели двух глухарей. Большие, чёрные самцы. Хотели их сфотографировать, сдали назад и свалились в сугроб. Встречный Урал нас быстро выдернул.

3738394041

Приехали на станцию Инта. Сначала на вокзал. Там перекусили.

42434445

Потом поехали в город. Это от станции 12 км. Поездили по городу, заправились и поехали искать электрика. Сделали несколько фотографий достопримечательностей. Мне город очень понравился. Особенно улица с деревянными домами. Очень красиво.

464748515253505449

5655

Местные никто толком про дороги не знают. Но в основном говорят, что дорог нет. Кто-то говорил, что дороги какие-то есть, но несколько дней назад прошли сильные бураны и всё замело. А с той поры никто не ездил. Есть дорога на Нарьян-Мар, но что-то не похоже. В горы на Саранпауль дорога была. Но её пробивали местные грузовики и дорогу специально никто не чистил. После снегопадов там также никто не ездил.

Пока ездили, выяснилось, что печка тоже не работает. Не запускается. При осмотре обнаружил соскочившую клемму. Она совсем не держалась. Поджал её и печка заработала. Греется, но воздух тёплый не идёт. Что-то стряслось с реостатом вентилятора печки.

Нашли мастера. Немного поправили проводку. Там понакручено было много лишнего. Ни одной пайки нормальной, всё на голимых скрутках и плохо заизолировано.

Балласт, как только попадает в общество людей, сразу начинает важничать. Всех в разговоре перебивает, слова вставить не даёт, первым смеётся над своей остротой. Дома у Руслана маме его слова не давал сказать, соловьём заливался. Всё, что я не предложу, воспринимает в штыки. Ведь он конечно же всё знает лучше. Если ему что надо, то мы все уже никуда не спешим. Любое моё желание это однозначно трата времени и нечего этим заморачиваться.

Фашист сказал перед поездкой, что ему тяжело одному рулить столько времени и ему понадобится сменщик. Но пока только он один за рулём и меняться не думает. С тем же успехом могли ехать и вдвоём. Лопаты-то всё равно только две.

Время уже 14 часов, а мы всё ещё в городе. Печка вроде работает. Пора ехать дальше.

Выехали не зимник. Дорога так себе. Еле едем. Видно, что перед нами проехал кто-то на большой машине. Скоро засели весьма основательно и чуть не легли на бок. Несколько часов копали. Почти выровняли машину и немного продвинулись вперёд. Навстречу показался вездеход. Он нас и выдернул из ямы. Мы даже развернулись, чтобы ехать обратно, но тут я и Фашист возмутились. Не успели попасть в первую трудность и уже сдаваться?!! Поскольку наш спаситель сказал, что за ним едет другой вездеход и что завтра они поедут обратно, мы решили пока в Инту не возвращаться, а ещё попытать счастья. Даже если где и сядем капитально, то без помощи не останемся. Пока перекусывали и держали совет. Проехал второй вездеход. Он тащил за собой волокушу. По её следу мы и поехали дальше. Почти без проблем прошли около 30 км. Перед тем. Как поехать сдули немного покрышки до 1,8 атмосферы. По следу волокуши и на приспущенных колёсах поехалось заметно увереннее. Но не без экстрима. Пару раз буксовали. Но быстро откапывались.

5758

На улице давно уже стемнело и появились звёзды. Стало немного прохладнее. Доехали до развилки. След от волокуши уходит на право, а зимник на Абезь идёт прямо. Там совсем плохо. Видно, что кто0то проехал, но очень глубокие колеи и сильно заметено. Впереди виднеются огни. Решили прогуляться пешком и посмотреть. Вдруг кто есть. Это примерно около 1 км. Людей там не оказалось, за то были дружелюбные собаки. Я быстро нашёл с ними общий язык. В итоге они увязались за нами до машины. Там я их угостил шкуркой от сала и шоколадкой.

59

Решили проехать по следу от волокуши. Он должен вести на базу. Там может быть есть народ и можно напроситься на ночь. Шли не плохо. Но на открытой местности сели в перемёт. Пока копали, небо совсем очистилось, и я впервые увидел вживую северное сияние. Слабое, зелёное. Почти без всполохов. Но, всё же, приятно. Откопавшись. Отъехали в лес, что бы не дуло. Там стали располагаться на ночлег. Собаки прибежали за нами.

День 6.

Спалось очень хорошо. Я аж весь взмок от жары. Темнеет здесь рано, но и светает рано. Проснулись, было уже совсем светло. Собаки ушли к себе на базу. Пора готовить завтрак.

На завтрак я приготовил целую кастрюлю гречки. Положил туда две банки не кошерной тушёнки. Наделал бутербродов с колбасой, порезал свежего лука и чеснока. На удивление кашу сожрали всю до крошки. Пока я готовил, оба два проявляли свой могучий интеллект и остро отточенный юмор. Поели и поехали обратно.

6061626363а

От ночного морозца дорога уплотнилась и стала лучше. Проехав несколько километров, встретили вчерашние вездеходы. Первый проехал почти сразу. С водителем второго немного поболтали. Выяснилось. Что первый пошёл как раз на Сивую Маску. Можно было попробовать прицепиться за него галстуком.

6464а

На предложение это провернуть, Балласт уж очень бурно стал нас отговаривать. Типа дорога говно, снег кругом, разметки не видно, светофоры не работают… А, собственно, какого хрена мы сюда попёрлись?!! Если не нравится туманная перспектива остаться тут на долго, то надо было сидеть дома или в тёплых странах. Ну, или ездить по МКАДу или, накрайняк, по бетонке. И зимой, но без экстрима.

Раздражает ещё то, что по дороге Фашист, как только появляется мобильная связь, висит на телефоне. Дорога плохая, только за руль и держись, того гляди в сугроб очередной уедем, а он втирает клиенту или продавцу своему в магазине про товар и прочее. На мои возмущения мне в ответ:”Ну а как ты хотел? Работа, бизнес”. Ну, так ведь и у меня работа и бизнес. Но я уехал от всего этого, отрешился. Телефоны сразу повыключил и всё, нет меня. А так всю дорогу вынужден ехать и слушать чужие тёрки по работе. На мой взгляд это как-то неправильно.

Поступило предложение ехать от Инты на Усинск, а оттуда на Нарьян-Мар. Можно, конечно. А заодно посетить Варандей. Можно попробовать от Ухты на Вуктыл. Там через КС-3 до Оби и вдоль неё до Лабытнанг. Но что-то им ехать до Ухты обратно не хочется.

Догнать вездеход не удалось, так что проморгали мы наш шанс добраться до Сивой Маски на галстуке.

От Инты пошли легко. Ближе к Адзьвавому дорога стала портиться. Несколько раз слетали с зимника. По дороге встречаются целые стаи куропаток. Их тут полно. Вот только фотографию сделать не получилось. Их на снегу совсем не видно.

656667686970

Последний раз слетели с зимника на переправе через Усу. А напротив крутой подъём на берег. Долго ковырялись, но видно, что бесполезно. На высоком берегу видны огоньки. Цивилизация! Я отправился на разведку. Нашёл в балке около дороги мужиков. Они перегоняли куда-то кран и другую технику, и засели здесь надолго из-за метелей и плохой дороги. С ними для подмоги был бульдозер. Попросил их о помощи. Долго решали, идти толкать всей толпой или заводить бульдозер. В итоге здравый смысл в моём лице победил, ну и обещанная бутылка водки. Завели агрегат и приехали на переправу. Доставили нас на тросу на берега крутые. По сути мы пересекли полярный круг на привязи у трактора. Встали и мы около их домика. Зашли расплатиться и угостить мужиков. Они здесь тоже гости. Хорошо, что им выделили этот сарай, а так пришлось бы в машинах несколько дней жить. Угостили спасителей салом, шоколадом. В балке был большой газовый баллон и плитка. Накипятили воды и заварили всякой лапши и кофе-чая. За едой в тепле пошли всякие разговоры. Ребята уже тёпленькие, и, по этому, разговор легко клеится, с юмором и фольклором. Про дорогу ничего определённого не знают. Может есть, а может и обратно ехать придётся.

Оба два пошли спать. Я же остался в балке с мужиками, повеселиться.

Вот пример местного фольклора:

Как на речке, на Усе берега сыпучие.
Уезжаю я от вас, комяки ебучие.

71а71б73а72717373б74

Погода, как и везде по дороге, очень тёплая. Иногда начинает идти снег, а при порывах ветра сильно метёт. Ночью становится прохладней и часто погода ночью ясная, а днём пасмурно. Но бывает и днём выходит солнце и становится хорошо и отрадно.

При парковке, Фашист традиционно хотел, как лучше и поставил за каким-то лядом машину поближе к балку. А получилось как, всегда. Засадил её в сугроб. Чуть застрянет и давай колёсами копать. Сколько раз говорил, если сразу не проскочил, то давай выйдем, покопаем. Так лучше будет. Да куда там, всё равно зароется.

Я до сих пор не уверен, что мои попутчики понимают, где они находятся. Ощущение. Что ожидалось много снега, прохладно…, но дорога не хуже бетонки вокруг Москвы. Отсутствие нормального почищенного зимника вызывает возмущение, как, по всей видимости, вызвало бы у любого потребителя, привыкшего, что всё делается для него. Манера езды на зимнике не меняется и такая же, как в городе. Дистанцию не соблюдает. На льду, особенно в горку, от грузовиков и других машин надо держаться подальше. Вдруг понесёт и аварии не миновать. А мы едем иной раз фара к фаре. Иногда влетаем в ямы на скорости. Трясёт так, что в багажном отсеке всё взлетает и подпрыгивает. Амортизаторы давно уже пробиты. Просишь сбавить скорость, а в ответ: ”Я и так еле еду, всего 30 км/ч”.

День 7.

Спалось не очень. Из-за того. Что машина зарылась в сугроб и стоит не ровно, я всё время сползал в сторону.

75

Завтракали в балке у мужиков.

Только отъехали от посёлка, сразу свалились в сугроб, опёршись на него левыми дверьми. Пока мы копали снег, Балласт пошёл обратно за подмогой. За это время к нам подъехал мужчина на снегоходе Буран. Сразу вытянуть не получилось. Вскоре приехал ещё один. Все вместе мы достали машину.

76

Пока копал, заметил, что снег имеет характерный голубой оттенок. Особенно это заметно, если копнуть поглубже, как бы вырыть небольшой грот. Тогда стенки его становились отчётливо голубого цвета.

Немного погодя опять та же история. Опять съехали влево с дороги в пухляк. На сей раз проезжали мимо оленеводы на самоходных нартах фирмы Ямаха. Везли уже не самоходного оленя. Немного покопали и с помощью оленеводов выдернули машину на дорогу. Нам велели заглушить машину и сидеть в ней и не выходить. Они вели стадо оленей к деревне и что бы те не испугались нас, надо было вести себя тихо. Стадо прошло без проблем.

777878а78б78в78г78д79808182

Дальше поехали медленно. Олени затоптали все следы от грузовика по которым мы ориентировались. Пришлось идти перед машиной, показывая дорогу. Когда оленьи следы кончились, опять сел в машину. Вскоре нас нагнал УАЗ на колёсах пониженного давления. Поскольку, разъехаться негде, едем до Харуты вместе.

83848583а

Харута оказалась довольно большим посёлком. Народ снуёт туда сюда на снегоходах. Есть в посёлке своя пожарная часть, участковый, огромная дизельная электростанция, магазины и прочая инфраструктура.

8687888990

В магазине купили хлеба. Оба два наконец-то купили себе ложки. Я накупил себе сдобных пирожков с изюмом по 16 рублей. В них одного изюма было, наверное, рублей на 30 в каждом.

Подъехали к пожарной части. Здесь салярки не обнаружилось. Пока там околачивались. Подошёл местный участковый, Александр. Он помог добыть нам 40 литров топлива.

В посёлке есть забойный пункт оленей. Местный дядька сказал, что мясо съедают, продают, а шкуры выбрасывают. Я-то надеялся что-то из оленьей шкуры или кожи прикупить.

По совету местных сдули колёса до 1.0 атмосферы. Аллилуйя!!! Сразу пошли веселее. Правда, перед этим сели хорошо. Но позади идут два бульдозера, ровняют зимник. С ними мы вышли из Харуты вместе.

9192

Вот как они нас вытащили, тут и были услышаны мои мольбы по поводу давления в шинах. На таких колёсах по рыхлому зимнику шли достаточно уверенно. В 17 км от посёлка водитель видимо задумался и мы слетели вправо. Засели очень капитально. Долго копали снег, я нарубил елок новогодних, но машина всё больше вязла в сугробе. Почти не стронулись.

92а92б

92в92г

От нечего делать я забрался подальше от дороги по насту. Потом проломил его и вырыл себе в снегу нору. Там и сидел некоторое время.

9394

Вдали за холмами показались спасительные огни фар бульдозеров. Нам такого зимника ещё км 20.

Ждать пришлось долго, но трактора, наконец, доехали до нас. Мы тросом привязали машину к совку. Её приподняли за заднюю часть вверх и в таком кверхузадничном положении достали из сугроба на дорогу. Мужики сказали. Что здесь они остановятся перекусить, так что их лучше не ждать и больше с дороги не съезжать. Я выдал им бутылку водки и, попрощавшись, мы расстались.

95

Дальше ехали без приключений, и вскоре выскочили на широченный зимник. Да к тому же и оживлённый. Почти сразу остановили вахтовку. Он мимо нас на заблокированных тормозами колёсах проскользил достаточно далеко. Да и ехал он отнюдь не медленно. Расспросили про дорогу. Выяснилось, что можно не ехать в Усинск, а сразу поехать на Варандей. Так и поступили.

Через какое-то время остановились у лагеря дорожников. Я напросился к ним в вагончик попить чаю, а заодно и пожрать. Пили и жрали своё, а то, что вы подумали – неправда! Ещё раз уточнили сведения про дорогу. Там подкачали колёса. Хотя, на мой взгляд, преждевременно. На данном участке зимник обслуживается и хорошо подготовлен.

Задул сильный ветер, и временами сильно метёт. На дороге стали встречаться перемёты. Доехали до скважин с факелами. Проезжали Хосовей, Осовей, Лабаган. Это названия буровых. В Хосовее встали на ночь на площадке возле камазов, в которых ночевали водители. Встали недалеко от факелов. Казалось, что даже ощущается их тепло. Света точно от них было много.

9697

96а96б

День 8.

Уже с утра оба два начали проявлять свой тонкий юмор и интеллект. Фашист начал меня учить, как надо вести моё дело, как работать правильно. Я был поражён его познаниями в части поведения отдельного индивидуума в социуме. Это я слышал от человека, который по жизни пофигист. К походу не смог нормально подготовиться. Ложку и миску не взял, а тряпья набрал от души. На утверждение, что я никому ничего не должен, мне говорят, что я нахожусь в коллективе и меня это к чему-то да обязывает. При этом сами делают то, что считают нужным без оглядки на тот самый пресловутый коллектив. Мне вообще кажется, что мало что умеющие люди, возвеличивают себя путём оскорбления других. Ну да ладно. Мне их детей не крестить.

9898а98б99100101102103103а103б104

105106

Днём ехали по хорошо намороженному зимнику. Часто встречаются буровые и множество небольших речек. Вся тундра испещрена нитками трубопроводов. Движение на зимнике достаточно интенсивное. Погода наладилась. Вышло солнце и в машине припекает. Хотя ветер на улице дует сильный. По дороге прикупили солярки 60 литров по 20 рублей. Хотя здесь её свободно можно взять и по 15 рублей. Водилы застряли там на пару дней и ничего не ели. Я им выдал бич-пакетов и банку кошерно-халяльной Гродненской тушнины. Ребята довольны, а нам не в тягость.

107107а107б

Ближе к Варандею появилась связь, будь она не ладна. Фашист тут же прилип к телефону и засел в большой яме. Привычка езды по асфальту никуда не делась. Видит впереди яму большую всю изрытую колеями, а всё равно едет с одной рукой у уха и только на заднем приводе. Вот вам и забота о коллективе. Какое-то время копали, но безрезультатно. В конце концов, нас вытащил какой-то встречный грузовик.

108109110110а111

Приехали в Варандей когда уже стемнело. Заехали в порт. Там есть несколько жилых домиков. Это Старый Варандей. Новый Варандей это, по сути, вахтовый посёлок. Три общаги собранные из блоков. Столовая, пограничная часть, деревянная церквушка-часовня, гаражные сооружения для техники и какие-то брошенные каменные сооружения.

В столовке рабочие питаются очень недорого, так как за них большую часть платят нанимающие организации. Для пришлых есть отдельное меню за наличные. Там ценник заметно дороже. Но как вскоре выяснилось, и этот ценник надо умножать на три, что бы иметь возможность откушать. За полученную цену можно пообедать в Москве в ресторане. На этот раз мнение в коллективе было единым “Ну его нафиг!!!”. Лично мне не в лом и в машине поесть приготовить. Посидели, погрелись в столовой, а я попутно зарядил телефон. Оба два пошли в общагу узнать о возможности там расположиться на ночь. Потом они долго возмущались тому, в какой манере им отказала комендант общежития. А сказала она им: ”Нет! Нет!! и НЕТ!!!”. Буд-то им тут должны. Ждут не дождутся всяких придурков, приехавших из Москвы, что бы предоставить им душ, жратву и тёплый толчок. После того. Как были просчитаны цены на пожрать в столовой, спеси сразу поубавилось. Фашист прилип к какой-то игре в телефоне и отрешился от мира напрочь. Такое ощущение, что он ждёт всего готового. Время идёт, а ничего не делается. Мы так и не поели и ничего не приготовили. Пока бродил около столовой, познакомился с местным милейшим созданием по кличке Рубин. Коренной ненец.

Решили ехать ночью в сторону Нарьян-Мара. На выезде из Варандея встали. Фашисту надо позвонить и наладить свой бизнес. Стоим уже долго. Кому надо он дозвониться не может. За то все остальные знают, что он в Варандее. Судя по ответам, никто и не знает где это место и в каком полушарии глобуса России находится.

112113114114а114б115

На моё замечание, что за это время я уже поел бы, в ответ: “Ну ешь”. Как только я полез доставать себе корм, сразу вопрос: “А что МЫ будем есть?” Я ответил, что есть, буду я. А если кто вдруг захотел жрать, то пусть сам себе и готовит. А буквально час назад никто есть не хотел. Типа, валим отсюда, посёлок говно, делать в нём нечего, поедем ночью, а жрать не будем, так как после еды можно уснуть за рулём.

Меня вся эта грызня уже очень достала, и я всерьёз подумываю свалить из коллектива и вернуться домой автостопом и на поезде.

Всё же поехали. Недалеко от посёлка остановились на КПП. Я в вагончик не иду, ожидаю в машине. Ветер очень усилился и завьюжило. Машина от порывов ветра раскачивается. По дороге метёт сильная позёмка. Надеюсь, нам будет весело. Вскоре пришлось пойти в вагончик для снятия копии с паспорта. Оказалось, что мы в погран зоне без разрешающих документов. Вернулся в машину и схомячил банку фасоли с хлебом. Запил всё это водой и сижу, перевариваю. Машина всё сильнее раскачивается. Но внутри тепло и спокойно в одиночестве. Хотел, уже было, поспать немного. Приехали пограничники и сопроводили нас обратно в посёлок. Никак мы не уедем отсюда. Там на нас выписали протоколы с предупреждением. Общались культурно. Ребята молодые и просто выполняли свою работу. Они же всё-таки охраняют границу родины от незаконных перебежчиков.

IMG_20150321_0002-1IMG_20150321_0001-2

Балласт, как только попал в кабинет, сразу запел соловьём. Сразу видно, попал к своим. Сидели в кабинете долго, было много бумажной волокиты. Но зато в тепле. Я даже стал понемногу вырубаться. Через некоторое время мы были предоставлены самим себе и решили остаться ночевать в посёлке в машине.

День 9.

Спалось не плохо. Видимо сказались дневные переживания, и от усталости нервов я вырубился. Всю ночь машину качало порывами ветра. Часам к 8-9 утра ветер утих и метель прекратилась. Надо уже думать за завтрак и таки валить на зимник.

Затишье было не долгим. Это что бы мы пожрать успели. Скоро ветер задул по новой, и так же сильно стало мести. Правда сильным ветром отогнало льды от берега, и обнажился океан.

116117118119120

Зашли к погранцам умыться и попить чая. Вместо того, чтобы приготовить поесть, они там обсуждают дагестанцев, узбеков, хохлов, китайцев… больше и поговорить в светском обществе не о чем.

Короче, так я и не пожрал ничего. Точил по дороге остатки шоколада и галеты. Тьфу, какая гадость!

Едем в сильную пургу. Метель иногда затихает, а иногда метёт так, что и на 20 метров не видно ничего. Встречаются большие караваны грузовиков. Встречаются машины, съехавшие с зимника. Стоят и ждут помощи. Если не ветер, то было бы теплее. На таком сильном ветру сразу покрываешься снежной коркой. Скоро и сами свалились с зимника. Пытаемся выбраться, но только усугубляем ситуацию. Зря колёса подкачивали. Вытащил нас проезжавший бензовоз.

Кругом всё бело. От белого снега уже болят глаза. На линии горизонта появилась чуть более светлая полоска неба. Надеюсь, вскоре погода станет лучше.

Ветер постепенно утих, стал слабее. Метель тоже кончилась. Стало заметно лучше видно дорогу. Въезжая на крутой подъём, занесло заднюю часть машины (ехали на заднем приводе). Машину стало плавно сносить, а потом развернуло на 180 градусов. Скатились вниз и на пониженной опять полезли в горку.

Всё чаще встречаются грузовики, застрявшие на обочинах. Местность стала более рельефной.

Вскоре водитель преподал очередной урок из серии “как ездить не надо”. В повороты на ледяном полотне входит на скорости, да ещё только на заднем приводе. А когда машину начинает сносить. Пытается её поймать, лихорадочно крутя рулём. Вот нас и снесло с дороги. Могли бы и откопаться, но сидим, ждём грузовик. Их здесь много ездит, так нам вылезти проще и быстрее.

121122

123124

124а124б124в125126127

Во время езды стал слышен посторонний шум. Это отломилась одна из опор багажника на крыше. Вскоре сломалось ещё несколько опор. Багажник стал ходить ходуном. Было принято волевое решение перелить 60 литров топлива из канистр на багажнике в бак. Таким образом, облегчили нагрузку на оставшиеся крепежи.

Зимник заметно оживился. Идёт много бензовозов и других машин. Стали появляться небольшие внедорожники и легковушки. За руль впервые сел Балласт.

Едем в сторону Харьяги. Балласт встал в какой-то карман и стоит ни слова не говоря, типа передохнуть. Фашист забрался на шмотки на спальнике. Я сижу спереди. Задаю простой вроде бы вопрос: “Долго ли будем стоять?” Ну, вроде как, если долго, то и я прилягу, а если не очень, то хоть перекушу. С утра ведь не ел. Сколько же я о себе в ответ говна услышал. Балласт прорвало на ровном месте. Давай орать: “Я стоять буду час, или два, или три…” Псих. Я завалился спать под его ор.

128128а128б

Чего-то мне очень захотелось поскорее вернуться домой. Устал я в этой поездке от ощущения себя не в своей тарелке, и от того, что я тут лишний.

День 10.

Так же неожиданно он проснулся и без предупреждения завёл машину и поехал. Я решил не вставать до стелы Полярный Круг. Спал-то всего два-три часа.

Около стелы Фашист, наконец, оделся и выбрался из машины. Пошли делать памятные фотки. Окончив фотосессию, тронулись дальше.

129129а

Я сижу на заднем сидении. Решил, что буду молчать. Один самозабвенно рулит, второй полностью погрузился в телефонную игрушку и потерял интерес к окружающей действительности. Раз у них есть навигатор, атлас и, вообще, их двое, вот пусть и рулят, куда хотят. Интересно посмотреть, куда они заедут. Нам надо на Усть-Усу. Это не доезжая Усинска со стороны Харьяги км 30-40. Заправка только в Харьяге или на Головных Сооружениях перед Усинском. Есть заправка около Печоры, но до неё ещё км 250-300. А потом можно заправиться только в Ухте. Ранее я их об этом предупреждал. Вот интересно, запомнили ли?

Гляжу, проезжают нужный поворот. Молчу. Один рулит, другой всё также играет. Въезжаем в город. Водитель всё так же тупо куда-то рулит. Спросить дорогу не судьба. Озвучена мысль, ставшая уже девизом нашей поездки “Макдональдс, вайфай, магнитики”. Проехали по всему городу. Благо он не большой совсем. Наконец-то осенило, и у местных спросили, куда ехать. Пока оба два справляли регулярный моцион на лукойловской заправке, я открыл рыбных консервов и позавтракал. Заправились и, уж коли в городе, решили заварить где-нибудь сломанный багажник.

130

Наконец-то поехали в сторону поворота на Усть-Усу. Пока ехали от Головных Сооружений в сторону поворота, Балласт не справился с управлением, и машину стало крутить на дороге. Я уже обрадовался, что мы раза два перевернёмся через крышу, или, на худой конец, причалим в едущие на встречу Уралы… Но нет, не повезло. Урал ловко увернулся от нас, а другой вовремя остановился. Позади ехавшие машины тоже вовремя остановились и наблюдали за нашими пируэтами. После пары оборотов машина причалила в сугроб дверями. Сугроб выше машины, поэтому не перевернулись через него. Шоу не получилось. Едем дальше.

131132133134135

Переехали переправу через реку и едем в сторону Акиси, Усть-Лыжи. В 60 км от Печоры образовалась небольшая пробка. Очередной грузовик не мог заехать на ледяную горку, и его снесло вниз и развернуло прицеп. Машина встала поперёк дороги, и объехать её не получается. Местные привезли песка и нарубили кустарника. Пока они суетятся, оба два решили перекусить. Я выдал им по банке тушёнки. Ну и сам съел очередную консерву.

136

По дороге от обеих двух слышу часто всякие лирические эпитеты в адрес других водителей: “Мудак ёбаный, придурок ебливый, ёбаный утюг, долбоёб и прочее”. Ну да, наша-то машина везёт одних только Д’Артаньянов.

До Ухты доехали без проблем. После Каджерома было пара небольших заторов в лесу, но их быстро миновали. Остановились на ночь километрах в ста от Ухты. Еле уговорил потратить время на кипячение воды для всяких картошек-вермишелей и чая.

День 11.

Балласту спокойно не спалось. Всё время заводил и глушил машину. Потом, ни свет, ни заря, без всякого предупреждения завёл машину и поехал. Ехать лёжа можно было бы кабы не мало места, да водитель получше. А то запомнилось происшествие под Усинском.

За каким-то хреном поехали через Сыктывкар по центру. Типа магнитиков купить. Это уже и впрямь выбешивает. Просто тупо проехали поворот на объездную, проигнорировав указатель на Киров. По видимому, должен был стоять специальный указатель для Д’Артаньянов “Объездная вокруг такого-то города в таком-то направлении”. Какой-то мезальянс получается: утром пораньше едем, чтобы время сэкономить, вместо того чтобы выспаться нормально, а потом тупо его теряем едя в пробке по городу. А там была реальная пробка, и город длинный. На мои возмущения от езды через город, Балласт сказал, что это я виноват. Мол, он у меня спросил дорогу на подъезде к городу. А я при этом ехал ногами вперёд и ничего не видел вокруг. Он видел знак “на Киров”, но проигнорировал его. У водителя лежит рядом атлас, навигатор, есть язык. Он не воспользовался ничем. Вывод – водитель Д’Артаньян.

На улице распогодилось. Небо почти чистое и светит солнце. Дорога хорошая и асфальт совсем сухой. Движение за городом не сильное. В иных местах все обочины испещрены следами зайцев. Есть и лисьи и чьи-то ещё.

Проскочили поворот на Кострому и поехали на Нижний Новгород. Хотя раньше хотели ехать через Кострому на Ярославль. Как только я увидел, что проехали поворот, предложил развернуться. Проскочили всего 50 метров. Но нет… это же не по-пацански. Я говорю, что мы же решили ехать так. В ответ, кто это МЫ! В итоге вынуждены были еле тащиться по Новгороду в ночи.

В машине временами появляется жуткий сквозняк. На фанерном сидении я натёр свою тощую задницу. Чтобы был хоть какой-то позитив, оправдывающий мои неудобства, я списал это на тренировку пятой точки перед сезоном.

Часам к 4 утра был дома.

От этой поездки остались двойственные ощущения. Очевидно, что экипаж подобрался отвратный. Все его члены не соответствовали друг другу. Подготовки к поездке не было вообще никакой. Машина совсем не предназначена для зимы. Если бы не тёплая погода, было бы плохо. Двери у машины не закрывались нормально, и сквозь щели было видно улицу. Маршрут не проработан. Отходные варианты тоже. Треков не было. По ощущениям ехали, что бы наделать фоток на фоне названий городов.

Можно оправдать некоторый негатив от этой поездки тем, что отрицательный результат, то же результат. Впредь мне наука будет.

Но это не умоляет того, что я увидел. Я впервые в жизни увидел северное сияние, пусть и не очень большое и долгое, но всё же. Наконец-то наблюдал оленей с очень близкого расстояния. Пообщался с местными жителями. (Имеется в виду, послушал их, а не рассказал им очередную историю из серии “Как я работал в ГАИ”) И даже общение с псом Рубином в Варандее перекрыло негатив от неслаженности нашей команды. Снова пообщался с Русланом из Печоры, пусть и недолго в этот раз. Исправлю обязательно. Ну и, конечно же, общение с родителями Руслана. Мне всегда очень приятно находиться в этом доме.