Dlinnius, Tolstius, Tverdius.

Если лозунгом общеизвестной олимпиады являются слова: «Быстрее, выше, сильнее», что является переводом латинского выражения «Citius, Altius, Fortius», то лозунгом нашей поездки можно считать другое небезызвестное выражение: ”Длиннее, Толще, Твёрже”, что в обратном переводе на латынь звучит:”Dlinnius, Tolstius, Tverdius”. В данном виде соревнований, а именно экстремальный мототуризм, принимает участие много разных команд и одиночных исполнителей. В направлении, о котором идёт повествование ниже, приняло участие всего две команды. Сборная Литвы и сборная России. В связи с полным отсутствием финансирования и спонсорской помощи, Российская команда состояла всего из двух отморозков, представляющих Москву (Скунс) и Республику Коми (Garik-777). Команда Литвы состояла из большего числа спортсменов. Но, к сожалению, они не были так отморожены, как россияне, и были вынуждены сойти с дистанции. Но, как все мы знаем: ”Главное не победа, главное участие”. Хотя, если быть до конца честным, всё это враки. Конечно же, главное победа. Ведь только находясь на пьедестале почёта, можно почувствовать прирост, пусть даже и на полмиллиметра, и ощутить реальную твёрдость. Твёрдость характера, твёрдость мышц, твёрдость взглядов.
И так…….

День 1. 2 июля 2015.

Ну что же?.. Вот и первая ночёвка.
Утро и почти весь день прошли, как всегда. Обычный утомительный доездинг по асфальту.
В середине дня погода испортилась. Стало прохладно и пасмурно. Пару раз попал в короткий дождь. Сразу пожалел, что не надел нормальный шлем, а поехал в своей любимой каске “мечта Моргунова”. В результате глаза красные, а рожа замёрзла.
Заметил, что течёт сальник ведущей звезды. Попробую с этим разобраться, когда доеду до Сосногорска. А маршрут мой до него пройдёт через Вологду, Устюг, Коряжму.
В Коряжме переправился через Вычегду по понтонной переправе.
Около понтона набрал воды у работника переправы. Он поведал мне , что погодные изменения проходят циклами по семь лет. Исходя из этого, такие холодные и дождливые лета будут ещё пять лет.
Немного проехал по грейдеру в сторону Яренска и, поскольку уже время было вечернее, стал подыскивать место для ночёвки. Вскоре таковое обнаружил и разбил лагерь. По соседству находится огромный муравейник с такими же огромными жителями. К нему со всех сторон ведут широкие тропинки, протоптанные муравьями. Палатку я постарался установить подальше от основных муравьиных путей, но всё равно их полно кругом. Мошки и комаров не так много, но москитную сетку я всё же надел.
Пока готовлю незатейливый ужин, группа муравьиных разведчиков околачивается рядом. Придётся всё съесть, а то до утра всё растащат.

Разницу между жёсткими чемоданами и мягкими баулами пока не оценил. Но пока и не ехал по бездорожью. А вот с точки зрения логистики и эргономики чемоданы пока выигрывают.

День 2.

Не скажу, что крепко спал, но на какое-то время выключался. На утро, гонимый необходимостью, вылез из палатки. Небо прояснилось, светит солнышко. В голые ноги тут же вцепились муравьи. Забрался обратно в спальник и ещё немного подремал. Когда уже готовил чай, мимо проехал мужик на мопеде. Ещё сквозь сон я слышал, что кто-то проезжал мимо. Комарья на утро прибавилось.
Дальнейшая дорога пролегала по уже знакомому грейдеру. Это около 170 км почти до Яренска. И снова уже виденная мною не раз и зимой и летом стела на границе Коми. И всё также вокруг неё всё загажено и домик рядом со стелой расписан всякой ерундой.

Несколько лет назад я ехал по этому же грейдеру неспеша. Опасался упасть и часто останавливался передохнуть. На этот раз ломился по нему весьма быстро, около 80 км/ч. От проезжающих навстречу машин пыль стоит столбом, и я весь побелел от неё.
Км в 120 от переправы в сторону Яренска есть очень неплохие места для лагеря. Сухой и светлый сосняк с многочисленными дорожками в нём. Подлеска почти нет, а на почвенный покров состоит в основном из лишайника. Как раз, как мне нравится. На этом участке дороги есть пара заправок.
В Айкино прикупил в магазине пряников и кефира. Отъехал за населённый пункт и в беседке около дороги расположился на перекус. Айкино находится на высоком берегу над Вычегдой. С берега открываются красивые виды на реку с песчаными отмелями. К сожалению, я не смог по-быстрому найти дорогу из городка на берег и не сделал фотографий.
Где-то в 200 км от Ухты стало заметно холодать. Лицо совсем замёрзло. Разница между погодой днём и вечером очень заметна. Пришлось остановиться и одеть водолазку. Уже на заправке в Ухте на термометре увидел температуру +10. Чую, в шлеме моём я заработаю менингит.
Позвонил Игорю. Минут через 40 Игорь приехал за мной на машине. Отогнали мотоцикл к нему в гараж и поехали на дачу к его родителям. Там я немного попарился в бане. От холода и усталости на меня в жаркой бане напало страшное расслабление. Хотелось лечь и не вставать. Посему я в бане долго не задержался.
Что интересно, здесь уже созрела клубника. С позволения Игоря, я её немного поел. Морошка тоже созрела. По дороге её продают во множестве. Игорь это объяснил тем, что весна в этом году жаркая и дождливая, почти тропики. Да ещё световой день длинный, вот всё быстро выросло и созрело. Холодно стало только в середине июня и в июле.
Пришёл немного в себя после бани, и поехали к Игорю домой. На улице уже +5. Такое нынче хреновое лето.
Встретил меня у дверей в квартиру французский бульдожка Филимон. Ему около года. Молодой, энергичный. Сразу меня облаял. Подходил понюхать, но в руки не давался. Дома поужинали, поговорили. Я упился чаем, пытаясь утолить невесть откуда взявшийся сушняк.
Спалось тепло, даже слишком.

День 3.

За окном не проходящий день. Пасмурно с просветами, холодно. Поехали в гараж. Нам сегодня надо подготовить мотоциклы: переобуться, поменять тормозные колодки, звезду заднюю, докупить необходимое.
Поехали к друзьям Игоря на базу. Там мне предоставили всё необходимое для переобувки и прочего. Я полез посмотреть сальник ведущей звезды. Ой как зря!!! Пока осматривал его своими кривыми руками, видимо подпортил окончательно. Теперь через него не потеет, а выливается. Пока Игорь ездил в город по делам и искал похожий сальник, я поменял покрышки, поставил заднюю звезду побольше.
Перегнали мотоцикл в гараж. Из под сальника масло выливается вполне обильно. Поехали покупать сальник. Поскольку пятница вечер, то многие магазины уже не работают. В одном из магазинов всё же прикупил импортный сальник 30 на 42 на 7. А нужен 30 на 40. Но выбор не велик, придётся обтачивать напильником.
С пару часов я занимался подгонкой внешнего диаметра сальника до необходимого размера. В итоге у меня это получилось. Надо отметить, что, к сожалению, этот сальник имел обратное направление вращения, но этим пришлось пренебречь, так как выбор был невелик. Установил новоизготовленный сальник на герметик, поднял мотоцикл в вертикальное положение. Сальник не течёт. Установил обратно ведущую звезду. Собрал цепь. По положению задней оси понял, что цепь почти некуда тянуть. Снова разобрал цепь и удалил два звена. Теперь ось встала в самое начальное положение, и тянуть цепь теперь можно хоть до посинения. Пришлось, правда, доработать ловушку ножовкой. Для контроля качества произведённых работ прокатился по гаражам. Сухо!!! Слава Аллаху и волшебному напильнику. Уже часов в 11 вечера пошли домой.

Меня сильно мучают остатки моей совести из-за того, что мы по моей вине потеряли весь день. В Ухте в эти дни проходит рок фестиваль. Можно было поприсутствовать на нём, погулять по городу. Тем паче, что на фестивале играл старший сын Игоря, а его дочь подрабатывала волонтёром.
Вечером посмотрели, где находятся литовцы. Они где-то за Сыней, молодцы. Догоним ли мы их?

День 4.

На этот раз спал хорошо. Было не так жарко. Погода утром нормальная. Пришли в гараж собираться. Сальник на месте и не течёт.
Наконец-то выехали. По асфальту по новой дороге быстро добрались до грейдера на Ираёль, и там в пыли помчались в сторону Зеленоборска. Грейдер сухой, и от встречных машин и Игоря, едущего впереди, пыль стоит столбом. Иной раз ничего не видно. Я быстро опять покрылся слоем пыли. Поначалу я ехал как-то неуверенно, но потом разошёлся. Хотя с большой задней звездой особо и не разгонишься.
От Зеленоборска до Каджерома доехали быстро. Там хоть и много ухабов, но, за то, сухо. Было в начале пара больших луж, но мы их легко преодолели. Я, правда, всё таки перепачкался. Пожалел, что сразу не надел непромокаемые штаны, был бы почище.

От Каджерома сразу начинается новый асфальт и идёт до Чикшино. От Чикшино почти до Печоры очень неплохой грейдер. До Печоры доехали быстро. Успели на паром. Такса за переправу мотоцикла 70 рублей. Похоже коммунизм на севере не искореним. На той стороне нас встретил Руслан. Пока мы ждали его, к нам подъехала машина. Из неё вышла девушка и её муж. Девушку зовут Варвара. Сказала, что тоже мотоциклист, у неё Хонда Магна 250 см3. Устроила нам небольшую фотосессию.
Приехали к Руслану домой. Мама Роза нас как всегда очень тепло встретила. Накормила и напоила. Отругала меня и Руслана, за то, что не предупредили о приезде гостей. А иначе она бы приготовила что-нибудь из национальной кухни. И пришлось бы мне там прописываться.

Постелили нам в комнате Руслана. На правах постоянного гостя, я решил спать на полу, Игорь и Руслан на диванах. После ужина я немного поболтал о том о сём с мамой Розой и отправился в опочивальню. Сперва спалось вполне тепло, но под утро я немного озяб. Ночью были сильные заморозки. Чтобы не помёрзла картошка, мама Руслана вставала ночью и разводила костры, чтобы задымить огород.
Ночью мне снились какие-то дурацкие сны про мотоклубы и жратву. К чему это?...

День 5.

Встали поздно, около 10 часов. Мама Роза накормила нас завтраком от пуза., и ещё осталось. Забегая вперёд, скажу, что потом я пожалел, что не запихнул в себя всю еду.
Поехали в город втроём. Нам надо заправиться и купить топор. Игорь сказал, что по слухам есть какая-то дорога на Сыню через Бызовую. Решили проверить и смотались туда. Зря только время потратили и бензин. Вернулись обратно и традиционно поехали в сторону газотрассы мимо железнодорожного вокзала.
Дорога до газотрассы так себе. Глина от дождей раскисла, но ехать можно. Дорога же по газотрассе, точнее по отсыпке вдоль неё, очень хорошая. После дождей пыли совсем нет. Без приключений добрались до Сыни. Переехали вброд реку Сыня. Пришлось принять водные процедуры. Речка мелкая совсем, но после дождей слегка разбухла. На перекатах течение быстрое. Первый брод преодолели без проблем. Замёрзли, правда, изрядно. Глубина небольшая, не доставало до бубенцов. Потом было ещё пару бродов. Но они не доставили нам много хлопот.

Добрались до компрессорной станции. Начальник охраны пригласил нас на чай. После холодной воды – весьма своевременно.
К вечеру доехали до реки Косью. Здесь на берегу стоит старая насосная станция. Рядом имеются стол с лавками и мангал. Здесь и решили встать на ночь. Натаскали дров. Я принялся готовить ужин, а Игорь пошёл ловить рыбу.

Когда разбирал баул, увидел в нём какой-то белый песок. Допёр, что открылась банка с солью и рассыпалась по всему мешку. Шмотки пришлось тщательно вытряхнуть. Оставшуюся соль собрал обратно в банку. Пока варилась гречка, установил палатку. Игорь тем временем поймал пару хариусов и сразу же посолил. Рядом я развёл большой костёр, что бы можно было просушить ботинки и отогреть ноги.
Солнце не садится, и границы дня и ночи нет. Тем более, когда пасмурно. К вечеру над рекой появилась большая радуга. Мы съели приготовленный ужин и засоленную рыбу, попили чаю и отправились по палаткам.

День 6.

Ночью прошёл несильный дождь. Было прохладно, и в лёгком спальнике я слегка озяб. Промокшие вещи за ночь в палатке подсохли. Наутро выглянуло солнышко и даже слегка греет. Сильный ветер сдувает мошку и комаров. Наскоро развёл костёр и согрел чай.
Река Косью не имеет брода преодолимого на мотоцикле. Мы решили сгонять в посёлок на разведку и за провиантом. От местных узнали, что они ездят через реку по железнодорожному мосту на мотоциклах. Решили и мы проверить. Сначала доехали до местного магазинчика. Набрали консервов всяких, печенюшек, Игорь взял немного мёда. Хлеба, к сожалению, не было. Немного поузнавали про дорогу. Ощущение, что местные и сами-то не очень понимают, о чём говорят.

Поехали к железнодорожной насыпи. Вдоль рельс в сторону моста через реку идёт по насыпи тропа, вполне широкая, что бы по ней ехать на мотоцикле. По ней мы и доехали до моста. Переехать мост можно только по шпалам. Ехать пришлось сбоку с внешней стороны правого рельса. Слева рельсы, справа перила, но на некотором расстоянии, и опорные конструкции моста. При неловком движении счастливый миг полёта в реку обеспечен. Когда едешь, правая нога висит в воздухе, опереться не на что. Левая нога на рельсе или шпалах. Главное не спотыкнуться ей о болты и костыли. Игорь достаточно бодро преодолел мост. Я это сделал несколько медленнее, ибо сильно нервничал. Работавшие на мосту дорожные рабочие не сильно обращали на нас внимание, и совсем не препятствовали нашему продвижению, а наоборот, даже подсказали, где лучше спуститься. Переехав мост, перевели дух. Спустились по крутой насыпи с моста сразу на дорогу. Удивляюсь, как местные на Ижах умудряются на неё заезжать. У них даже резины нормальной нет.

Под мостом много свежих мотоциклетных следов. После тщательного анализа глубины отпечатков протектора, направления отброшенного песка, рисунка резины, химического состава окружающей атмосферы, сверки положения по звёздам и навигатору…. мы встретили литовскую мотогруппировку.

Парни в некотором расстройстве. Уже думают, как ехать обратно. От Косью они не далеко ушли. Говорят, что до Кажима не доехали км 15. Поболтали с мужиками недолго, предложили им ехать обратно по мосту, и поехали каждый в свою сторону. Они, кстати, реку Косью переправлялись на плоту, и потратили на это действо целый день. Мотоциклы у них сильно перегружены, да и сами по себе слишком тяжелы для этих мест.
Очень серьёзных преград не было. Небольшие болота и ручьи достаточно быстро преодолевались. Там, где я раз хорошо засел, Игорь проскочил без проблем. Около одного из мостов обнаружили семью лисиц. Они устроили логово под плитами моста. Маленький лисёнок, спугнутый нами, отбежал в сторону и наблюдал за нашими действиями.

Вскоре упёрлись в болото. Дорога в нём просто заканчивается. Её не досыпали немного. Троп никаких нет, идти некуда. Кругом сплошная топь. С дороги в лес ведёт свежий след от двух внедорожников. Прямо сквозь лес, по кустам и деревьям. С последнего участка насыпи метрах в пятистах посреди болота видна другая насыпь. Сперва подумали, что это противоположный участок дороги. Потом уже выяснили, что это просто накопитель щебня, а дорога продолжается чуть дальше. Решили сходить на разведку по следу от машин. Шли по нему несколько часов. Комаров кругом тучи, ноги промокли. Поскольку днём несколько потеплело, то ходить по сырому заболоченному лесу стало очень жарко. Ветра нет, и это обостряет комариный вопрос. Залились репеллентами, так, что сами чуть не сдохли. Но комары не садятся.
Долго ли, коротко ли, но дошли до противоположного куска насыпи. В сторону Кажима идёт хорошая дорога, такая же, как и та, по которой мы доехали до болота. На ней видны свежие отпечатки следов от колёсной техники. Видно местные сюда доезжают за чем-то, возможно ездят на охоту. Дичи всякой здесь полно. Между краями болота, где начинаются участки дороги около одного километра по прямой. Обратно пошли не по лесу, а прямо через болото, вдоль трубы. Кстати, по этому болоту и проходит зимник, где я ехал зимой в Инту. Если зимой здесь лёд и дорога, то летом лягушки, тина, цветочки-ягодки, да комары. Топко, сыро, противно, много морошки недозрелой.

Пока добрались до мотоциклов, совсем устали. Решили ставить лагерь. Утро вечера мудренее. Палатки поставили прямо посреди дороги. Всё равно никого нет, сухо и ровно. Развели костёр. Притащили две балки и сделали из них скамейку. Варим макароны с комарятиной и сушим шмотки. Я придумал сушить ботинки, кладя в них разогретые у огня камни.
После сытного ужина, Игорь вышел на связь с материком. А я вышел в астрал, согревшись чаем и костром.

День 7.

За ночь сильно похолодало. Наутро было пасмурно, холодно и ветрено. Хорошо, что хоть комаров сдуло. Долго не мог решиться выйти из палатки. Хоть и подмёрз в спальнике немного, но снаружи ещё холоднее.
Собравшись с духом и желанием есть, выбрался из палатки. Развёл костёр и повесил котелок с водой кипятиться. Заварили два бича и приготовили чай. Доели последний хлеб и печеньки.
Собравшись, попробовали на шашки протекторов тропу от джипов. Не тут-то было. Метров через 50-70 застряли конкретно. Можно, конечно, и дальше было ползти, но на обход болота мы бы потратили в лучшем случае целый день, а то и больше. Бессмыслица. Решили ехать обратно к железке на то место, где встретили литовцев. Мы проехали дальше них всего на три-четыре километра.

Когда ехали обратно, из-под плит моста выскочили сразу четыре лисёнка. Два сразу убежали, а двое самых любопытных ждали, когда я их сфотографирую. Видели здоровенного зайца. Он выскочил на дорогу и бежал перед нами.

Путь обратно был быстрее. Пару болот мы прошли несколько иначе, чем ранее. Добрались до железной дороги. Стало немного теплее. Немного походили, посмотрели по сторонам да поехали вдоль полотна в сторону Инты.

Проехали около 5 км. Поскольку тропинка по насыпи вдоль путей обрывалась, приходилось переставлять мотоциклы на другую сторону через рельсы. Доехали до станции Охот-Пост.

Там дорога становилась из однопутной двупутной и третий путь для разъезда. Там поговорили с бригадой дорожных рабочих. Они нам рассказали что и как надо делать на дороге, что бы не запалиться. Скоро должен был подъехать рабочий поезд до Инты. На нём они уедут, а нам лучше ехать за ним по шпалам. Поезд, тягач и два вагона, пришёл через несколько минут. Как только он проехал, мы затащили мотоциклы между рельсами и помчались вдогонку. Трясло нещадно, тем более, что ехали по бетонным шпалам. На скорости около 60 км/ч трясло меньше, а на 80 и совсем не трясло, но было заметно страшнее. Если бы щебень между шпалами был точно вровень с ними, то было бы совсем хорошо. Но поскольку на нас при строительстве никто не рассчитывал, то щебёнка насыпана порой и выше шпал и на ней сильно мотало. Главное не смотреть слишком близко к мотоциклу. Кажется, что рельсы совсем рядом. Если смотришь вдаль, то как-то легче ехать. Мне больше понравилось ехать по деревянным шпалам, а Игорю по бетонным. Он вообще, так валил, что не догнать. Говорит, что так ехать страшно, но ещё страшнее, если догонит поезд. Таким образом, с несколькими перестановками через рельсы, переездом ещё одного моста через реку, мы добрались до станции Кажим Рудник. Посёлка этого официально уже не существует, но там живут люди. Там нет ни магазина, ни вообще ничего. Электричества, похоже, тоже может и нет. У станции стоит несколько мотоциклов, всё Ижи. Рухлядь редкостная, но самобеглые.

Есть там свой барин, Комиссаров Владимир Александрович. Дядька суровый, но вполне адекватный и с понятиями. У него там бизнес. Добывает гранит. У него там целое хозяйство, автопарк из грузовиков, тракторов, старого трубоукладчика и прочего. Трубоукладчиком грузят плиты красного гранита на платформы. Купили у барина 20 литров бензина за 800 рублей. Он нам рассказал про дорогу и ожидающие нас трудности в виде переправ через реки.

Чтобы сэкономить пару километров, решили не объезжать посёлок, а переехать опять через рельсы. Зря. На этот раз я разложился. Нет, не на ходу. Просто не удержал мотоцикл и уронил его на бок. Обошлось без повреждений.
Дальше пошла хорошая дорога в горы, и мы, полные решимости, валили по грунтовке. Несколько бродов мы взяли легко, с ходу. Один раз пришлось раздеться и принять холодную ванну. Речушка не глубока, даже до бубенцов не доставала, да и те от холода быстро сжались и перебрались поближе к тёплой диафрагме. Кое-где прямо по дороге текут ручьи, и ехать приходится прямо по руслу. Но там не глубоко и дно каменистое из гранита и чего-то ещё.

Как нам и сказал Комиссаров, через 32 км доехали до реки с каменистой косой посередине. Река носит название Дурная. Река не глубокая, но на мотоцикле своим ходом уже не переехать. Кое-где можно затопить выше сидения. Да и течение сильное.
Решили не брать её вброд, а отложить это увеселительное мероприятие на утро. Поднялись обратно на горку метров 100-150 назад и разбили лагерь. Место сухое, ровное, но дров не слишком много. Кругом ивняк и молодые ёлки. Походив вокруг, нашёл большой сухой куст ивы, так что дрова теперь есть. Принялся разводить огонь. Игорь пошёл на реку половить рыбу, но не удачно. Рядом с лагерем он нашёл хороший подберёзовик. Тогда я попросил его походить и поискать ещё грибов. Он ушёл. Некоторое время из леска раздавался шум возни, крики, звуки ударов по печени. Вскоре у нас был целый мешок подраненных подберёзовиков и подосиновиков. Мы посворачивали им шеи, ощипали и побросали в воду. Я наварил риса с грибами, добавил туда приправ и тушёнки. Получилось очень неплохо. Еды была целая кастрюля до краёв. Думал, что не съедим всё. Куда там! Всё свинтили до крошки. Игоря после обильной жратвы разморило, да и тяжёлая охота на свирепые грибы дала о себе знать. Он отправился спать. Я остался у костра писать мемуары.
Вид вокруг открывается прелестный. С бугра над рекой, где мы стоим лагерем, видны горы со снегом, под ними тайга и дорога, по которой мы приехали. Прошёлся перед сном по редкому леску на склоне горки. Нашёл несколько отличных грибов, молодые и крепкие. Брать их не стал, всё равно уже поели. Пусть себе растут. Забрался на гору над лагерем. Горизонт раздвинулся заметно шире. Вид оттуда ещё интереснее. На вершине горы заметно прохладнее.

К ночи над нами стали собираться тучки, но они какие-то дырявые. Может и не будет дождя. Сегодняшний день и вечер были заметно теплее, чем утро. Не хочется опять мёрзнуть.
Думается мне, что придётся нам строить плот из везомых нами камер от УАЗа.

День 8.

Погода ночью не подвела. Было вполне тепло. Спал с комфортом. Наутро на палатку светило солнце и в ней стало совсем тепло. Уже по привычке, как только проснулся, сразу упаковал спальник в компрессионный мешок, повыбрасывал все вещи наружу и вылезя из палатки, тут же её сложил и упаковал в баул. Потом завтрак.
Дальше началось преодоление речки. До острова на середине добраться легко. Не глубоко и течение не очень быстрое. А за островом и шире, и течение куда как быстрее. Да ещё камни сильно скользкие. Ходим по реке в ботинках, без штанов, но в верхней одежде. Я споткнулся и нырнул в воду целиком с головой. Промок весь и еле выбрался на берег, такое сильное течение. Отдышался и пошёл обратно на другой берег.
Нарубили берёз на жерди. Накачали камеры. Связали плот. Позатыкали на мотоциклах пробками выхлоп и вхлоп, и всякие прочие трубки и катетеры. Испытание решили провести на наименее ценном члене экипажа… , то есть на мне.

Доставили мой мотоцикл на плоту до островка. Там мотоцикл перетащили на другой берег острова, перенесли плот и дальше. Игорь с концом длинной верёвки перешёл на другой берег. Когда верёвка попадала в воду, сильным течением её почти вырывало из рук. Поэтому я старался держать верёвку как можно выше. Добравшись до противоположного берега, Игорь привязал конец верёвки к дереву выше по течению. Потом он вернулся, и мы погрузили мой мотоцикл на плот и спустили всё это хозяйство на воду. Игорь толкал плот к берегу, а я с другой верёвкой, стравливая её потихоньку, придерживал плот от сильного сноса. Плот течением прибило как раз, куда нам надо. Сняли мотоцикл и потащили плот обратно к островку. Игорь решил свой мотоцикл до острова докатить, что мы и сделали. Потом по той же схеме. В нашем случае можно было вторую верёвку и не держать, плот течением и так прибивает к берегу в нужном месте. Переправив мотоциклы, перенесли оставшиеся вещи. Замёрз очень, тем более пришлось понырять, и все вещи на мне промокли. Развёл костёр и пытался отогреться. Нагрел чаю и согрелся изнутри, а вот шмотки так и не досушил. Поехали дальше.
Дорога становится всё живописнее. То едем по ущельям с ручьями, то по снегу. Кое-где дорога проходит прямо по руслу ручья, или ручей течёт по дороге. Кругом шумит вода. В одном месте, где предположительно должна быть связь, останавливаемся. Я позвонил товарищу от нечего делать. Связь вскоре пропала. Игорь звонит семье. К вечеру доехали до небольшой речушки. Она узкая, но со стремниной, и, похоже, в некоторых местах глубоковата.

Было уже поздно, и решили ставить лагерь. К несчастью начался дождь и потихоньку усиливался. Ещё не ливень, но уже неприятно. Под дождиком приготовил ужин, под дождиком его и приговорили. Слопали опять всё до крошки. Игорь спать залёг, а я ещё воды согрел и заварил свежего чая. Наутро я перелью его в бутылку, что бы пить днём по дороге. После и я в палатку залез. Здесь хоть и не жарко, за то нет ветра и сухо… относительно.

День 9.

Дождь шёл всю ночь. Среди ночи заметно похолодало. Утром дождь кончился. Надо выходить в открытый космос и проверить погоду. А не охота, в спальнике теплее. Но вот беда. В спальнике нет нужника. Так что – космос!
Снаружи немного потеплело и пытается проглянуть солнце. Костёр не хочет нормально гореть. Дрова за ночь совсем отсырели, шипят, угляться, но открытого огня нет.
Провианта у нас не так много. Я надеялся пополнить запасы в Кажиме, но там нет магазинов. Там вообще нет ничего. Купит что-либо можно только в Инте. Что бы до неё добраться, нам надо преодолеть две большие переправы. За вчера мы прошли всего 19 км.
Речушку преодолели легко. С утра она оказалась не такой страшной и глубокой. Поехали в сторону реки Лимбехаю. Приходилось несколько раз пересекать ручьи. Один из них был со старым разрушенным мостом.

В этих местах полно зайцев. А судя по кучам их помёта, они размером с гиппопотама. Часть дороги пришлось ехать по мерзкой липкой глине. Но под глиной более менее твёрдо, так что терпимо. Вот и добрались до реки. Здесь Лимбехаю впадает в Кожым. Я смог зайти не далее одной трети от берега, если не меньше. Сносит сильным течением и очень холодно. Имеются небольшие перекаты. Вид вокруг живописный: горы поросшие лесом, равнина у реки, излучина Кожыма, устье Лимбехаю. Развели костёр и стали думать за переправу. Можно дожидаться машину, но неизвестно сколько. Пришлось приступить к разработке стратегии переправы. Долго спорили и порешили так: Нарубили с трудом шестов из низкорослых берёз (их тут найти проблема та ещё), притащили пару досок, накачали камеры. Плот связали быстро. Я в водичке быстро задубел, за бортом совсем оказалось зябко. По плану необходимо загрузить на плот мотоцикл наименее ценного члена экипажа. Протащить плот как можно выше по течению. Там Игорь садиться сверху на плот и шестом толкает его к другому берегу. Я толкаю плот, находясь в воде.
Эх!!! Жаль, это действо некому было снимать. Я так перепугался, что меня трясло, наверное, сильнее, чем от холода. Шутка! Я контроля, всё же, не потерял, был суров и спокоен. Плот понесло в стремнины с валунами очень быстро. Ногами до дна я почти не доставал. Да и толку было бы мало. Стоять всё равно нет возможности, сразу сносит течением. В какой-то момент целиком ушёл под воду, но плот не выпускаю из рук. Игорь гребёт шестом, как может. Когда занесло на перекат, почувствовал дно и снова стал толкать плот к берегу. Протащило по камням и сильно побило ноги. К берегу мы всё же причалили (честно говоря, в какой-то момент в возможности осуществления этого я стал сомневаться). Привязали плот к кустам ивы. Затащили мотоцикл на берег. Рядом есть навесы для туристов и костровище, с ещё тлеющими углями. Развели огонь. Часа два я отогревался у костра. Надеть на себя нечего, кроме того, что уже на мне. Все вещи остались на другом берегу. На мне только ботинки, тонкие брюки и водолазка, да шапочка вязаная. Всё промокло. По прошествию времени пришёл в себя.
Настало время переправляться обратно. Это тоже был тот ещё номер. Оттащили плот вверх по течению. Игорь взял шест, я доску вместо весла. Сели на плот и вперёд. Сначало просто поплыли. Потом понесло. Гребу и думаю, что отнесёт нас чёрт знает куда… Но боремся, гребём. Плот крутит в разные стороны. Мне показалось, что под нами уже мелко и можно толкать плот ногами. Я со словами:”Пора скидываться” сигаю в воду… и ухожу во всей одежде полностью с головой под воду. До дна ногами не достал, чуть не унесло. Пулей выскочил обратно на плот. Когда вынесло на камни, стало мельче. Там уже и толкали плот ногами. Причалили. Снова все мокрые и замёрзшие, особенно я. Развели, угасший было костёр. Прогрелись. Нам предстоит ещё одна ходка. Поняли, что две не выдержим. Погрузили игорев мотоцикл, поверх него и вокруг привязали все наши шмотки. Получился вес не маленький. На этот раз решили толкать плот вдвоём. Опять вверх по течению, опять понесло, снова вынесло на перекат. Оба ныряли с головой. На перекате поотбивали ноги о камни. На камнях стали тормозить плот цепляясь за них. Плот всё же причалили удачно в том же месте.

Да-а-а!!! Оператора с камерой не хватало. Достали мотоцикл на берег, перетаскали шмотки к костру. Сразу у берега распаковали баулы, и надели сухую одежду. Пока силы не покинули меня, я натаскал хвороста для костра, и ещё притащил большую корягу. Отогрелись у огня, поставили палатки. Игорь на газу вскипятил воды для чая. Попили его с мёдом и последними тремя пряниками. На готовку еды сил уже не было совсем.
Пошли спать.

День 10.

Спалось на удивление тепло и хорошо. Сказались усталость от холодных водных процедур и нервные нагрузки. Спать легли около 7 утра.
Уже днём слышал, как в лагерь приходили люди с детьми. Потом Игорь дал команду на подъём. Да уж, пора, день перевалил за середину. Пока собирались, урал-вахтовка переехала на ту сторону реки, откуда мы только переправились. Игорь уже успел разобрать плот, принёс камеры и верёвки. Сходил в лагерь к туристам с вахтовки и отжал у них батон хлеба. То ли я крепко спал, то ли Игорь всё сделал профессионально, но шума борьбы за батон я не слыхал. Вскоре вахтовка появилась на том берегу и поехала через реку обратно. Я помчался туда и сфотографировал, как она переезжает брод. У переправы они тормознули. Я выведал у них про дорогу и попросил карандаш, так как шариковая ручка вся выписалась и синяя кровь в ней кончилась. Мне презентовали новую ручку.

Попили чаю, дособирались и поехали в сторону переправы через Кожым. Это буквально пара километров от стоянки. Приехали, огляделись. Порешили ехать в сторону горы Народа.
Без приключений проехали по шикарному грейдеру около 60 км. Остановились напротив прииска Желанный. Через реку решили не соваться, так как опять промокнем и замёрзнем. Тем более, что дороги дальше нет. Встретили недалеко трёх пацанов из Москвы. Они пешком идут на гору Народа. Покатались немного по округе. Поняли, что дальше придётся ехать по руслу реки. Смысла особого нет. Немного отдохнув, поехали обратно. Начинался небольшой дождик. С дороги я заметил поодаль чум и поехал к нему. Это оказалось стойбище оленеводов. Выскочила стая лаек. Собаки облаяли нас, но вполне дружелюбно. Потом стали ластиться к нам. К нам вышли мужики и мальчишка, сын одного из них. Они из Саранпауля. Здесь они пасут оленей. Поговорили с ними немного. Вокруг стояло много саней. Оказывается, есть сани мужские, есть женские, ну и грузовые.
Ещё по пути к прииску, заметили у дороги теплушку. Внутри были нары, столовая утварь, крупы, чай, соль. Имелась буржуйка и дрова. На обратном пути мы остановились в ней на ночь. Развели огонь в печи. Я стал готовить ужин. Готовил на газовой горелке. Так быстрее. На улице уже как полдня идёт мерзкий дождик. А в вагончике тепло и сухо. Постепенно внутри к старым запахам добавился новый. Нет, не скунсий. Вкусно пахло ужином, тем более, что приправ я не жалел. В ручье рядом с теплушкой слишком много камней и сильное течение. Игорь сказал, что рыбы там, скорее всего, нет. Так что пришлось есть рыбные консервы. Я приготовил рис с сайрой. После сытного ужина и чая с индийскими специями, Игоря разморило, и он улёгся на нары. Я продолжил пить чай. Обнаружил в теплушке пакетик джема. Хотя он и просрочен давно, но попробовать надо. Не заметив во вкусе ничего подозрительного, я употребил его по назначению с чаем. Пока ещё жив.

Дорога к прииску очень хорошего качества. За ней следят. Движение здесь по местным меркам оживлённое. Особенно в летний туристический сезон. С дороги всё время видны окружающие горы северного Урала. Иногда едем рядом с нерастаявшими снежниками, а иногда и прямо по снегу. В такую дождливую и пасмурную погоду тучи с гор спускаются очень низко, и кажется, что до них можно дотянуться и потрогать руками. Поражает, что даже при таком суровом климате, здесь очень много цветов и много всякой живности. Как-то изловил птенца. Сначала подумал, что лягушка. Сделал фото и отпустил. Есть даже муравьи. Вообще, если остановиться и понаблюдать за природой неспеша, то кругом заметно какое-то движение. Прыгают лягушки, ползают какие-то насекомые, много птиц, опять же, зайцев.
Около нерастаявшего снега, чётко прослеживается граница времён года. Прямо у снега кусты почти чёрные, нет ни почек, ни, тем более, листочков. Чуть подальше, в полуметре-метре на кустиках карликовых берёз уже набухают крохотные почки. Ещё подальше они уже совсем зелёные, а под ними цветут травы. По-видимому, некоторые растения из-за погодных условий могут по нескольку лет не давать зелени.
Чуть ниже много пихты и елей. Повыше карликовые берёзки, ивы и карликовый же можжевельник.

День 11.

Спали в тепле. Первую часть ночи было даже жарко. Потом печка остыла, и под утро стало свежее. Вещи за ночь просохли, развешенные на верёвки под потолком. Пьём чай с просроченным джемом. В окно теплушки открывается восхитительный вид на горы со снежниками, лесотундру из елок и пихт, на обширные рощи берёз не выше колена, ибо берёзы те карликовые.

Погода на утро хорошая. Дождя нет. Выглядывает потихоньку солнышко, теплеет на улице и становится радостнее на душе. Всё как-то спокойно и просто.
Поехали обратно к переправе через Кожым. Пока стояли у теплушки, по дороге проехала вахтовка. Мы помчались вдогонку, что бы потом напроситься на борт через переправу. Приехали на реку почти одновременно. Мы ехали заметно быстрее по дороге, но по речкам и ручьям Урал ехал быстрее нас. Водитель любезно соглашается нас перевезти. Выгнали туристов из машины. Погрузили в салон сперва сузуки-младшего. Перевезли. Потом загнали туристов обратно в салон, и погрузили сузуки-старшего и весь шмурдяк. Переправились. Отблагодарили водителя килограммом золотого песка, и принялись увязывать шмотки на мотоциклы.
Погода нынче совсем разгулялась. Светит солнце и уже не греет, а жарит. Я по этому поводу даже разделся. Вот бы нам на прошлой переправе такую погоду. Дорога на Инту идёт через горы. От дороги в разные стороны идёт много съездов с хорошим покрытием и не очень. Куда они ведут не понятно, но видно, что ими пользуются. Следы их видны на соседних склонах гор.

На выезде из парка проблем не было. Охрана не знала, что у нас нет пропусков, а мы им и не сказали. После недолгой перестрелки и пары-тройки гранат, рубеж был взят, и нас с миром отпустили, пока мы не начали применять тяжёлое вооружение.
Инта нас встречала солнцем и летом. Приехали на вокзал и стали выяснять, как отправить мотоциклы до Печоры. Поскольку уже вечер воскресения и багажный отдел не работает, мы раздобыли нужные телефоны, и будем решать все вопросы завтра.

Посетили местный лабаз, коих здесь не мало. Накупили еды: кефира, ряженки, хлеба, колбасы, сыра плавленого, пирожных и прочего холестерина. Сели около вокзала, и сожрали всё купленное. Досталось местным воробьям и собакам. Походили по вокзалу вдоль путей. Пытались узнать у проводников, нельзя ли нам за некоторую таксу проехать в тамбуре рабочего поезда с мотоциклами. Нас очень вежливо послали. Ну, мы и пошли. Вернулись на площадь к мотоциклам. К нам подошёл один из туристов, что ехали в Урале, который нас перевёз через переправу. Он и его товарищ из Белоруссии. Вдвоём ходили по горам. Двенадцать дней автономки. Некоторое время поговорили. На меня снова напал жор. Я снова посетил магазин и прикупил баранок, сыра, сала, хлеба, печень трески “по-мурмански”. Последнее из этого списка оказалось говном редчайшим по-мурмански, как на вид, так и по содержанию. Собаки его ели…. Я тоже. Пока я не сожрал всё содержимое местных магазинов, узнали у местных дорогу к реке и поехали ставить лагерь.
Нашли приличное место и поставили палатки. Комаров тут огромное количество. Вскипятили чай. Комары тут же нападали в него десятками. Придумали, как пить чай, что бы комары в рот не попадали. Пили его сквозь москитную сетку. Кстати, листочки от заварки так тоже остаются в кружке.

Рецепт чая по-туристически.
1 литр вскипевшей речной воды в грязной закопчённой кастрюле.
Горсть чая (смесь зелёного и чёрного).
Щепотка индийской специи для чая “масала”. Мёд.
100-150 штук тушек комаров.
Настаивать пять минут. Пить обязательно через москитную сетку, пропитанную репеллентами.
Приятного чаепития!

После чая последовала традиционная философская беседа о смысле бытия, о проблемах создаваемых чёрными дырами, искривлениях пространственно-временного континуума, о регулировке клапанов, о сложностях акта дефекации в период массового лёта мошки и комаров, и прочем наболевшем.
Потом спать.
Но не тут-то было!!! Стаи комаров долбятся о тент палатки в тщетной попытке выдолбить меня изнутри, как ядро ореха из скорлупы, так громко, что кажется, будто идёт дождь. В своей бессильной злобе они так пищат, что в совокупности это напоминает звук гудка тепловоза в отдалении.

День 12.

На сей раз ощущения от ночи были иные. Снаружи тепло, а из-под палатки тянуло холодом. Всё время мёрзла спина или тот бок, на котором лежал. Спал мало. Сработал будильник в 6.00. Нам пора собираться и ехать на станцию в багажное отделение. На улице светит солнце, и поджидают озверевшие комары. Быстро пьём чай с бутербродами и едем на станцию. Начальник багажного отделения уже на месте.
Есть некоторый шанс уехать сегодня в ночь вместе с мотоциклами. Но бюрократия – наше всё!!! Мать её так! Идём к старшему кассиру писать заявление о разрешении погрузки груза с превышенной массой. Старший кассир оказалась девушка, что вчера гоняла по городу с каким-то парнем на Яве. Типа из “наших”. Я хотел в разговоре упомянуть про этот факт, Но Игорь почему-то предостерёг меня, и пришлось смолчать. Написав заяву, пошли ожидать ответа. Запрос отправляется за каким-то хреном в Ярославль. Там его тщательно рассматривают и шлют ответ обратно в Инту. Маразм в высшей степени.
Начальника багажного отделения зовут Трофим. Очень приятный человек. Мой ровесник, даже чуть моложе, то есть в полном расцвете сил.
В связи с тем, что камеры от УАЗа нам уже ни к чему, решили подарить их Трофиму. Они новые, авось и пригодятся на что. А у Игоря их дома ещё много. Трофим от скромного подарка не отказался, а нам везти меньше.
Доели сыр, сало и хлеб, Игорь принёс паштет какой-то. Я в кафе набрал горячих пирожков и купил ряженки. Пока стоим около мотоциклов, к нам подошёл местный парень и рассказал много интересного про горы. Сюда конечно же надо приходить пешком. В горах на мотоцикле делать нечего. На велосипеде ещё туда-сюда, да и то – извращение. Ответа из стольного града Ярославля пока нет. Трофим сказал, что есть ещё способ отправить мотоциклы. Здесь стоят коммерческие багажные вагоны. Им пофигу, что возить, и цена договорная. Смотались на разведку. Без лишних слов договорились о погрузке. За мотоцикл с нас взяли по 1000 рублей. Я тут же сказал, что поедем мы вместе с мотоциклами. Нам сказали, что без проблем. Тем более вагон почти пустой. Скорее всего, мы могли таким же образом уехать ещё вчера.
Хорошая погода кончилась, и пошёл дождик. Загружаться нам надо не раньше 19-20 часов. Отправление в 3 ночи. Я имею желание смотаться в город и посмотреть его летом. Пока же сидим в здании вокзала и ожидаем, когда стихнет дождь.
Движение на железной дороге частое. Всё время идут пригородные поезда в разные стороны. Игорь лёг на лавочке и уснул.

Дождь всё не прекращается. Когда он немного утих, я всё же решил ехать в город. Игорь отказался кататься под дождём. Пошёл к мотоциклу и стал около него вертеться. Из стоявшей рядом машины вышел мужчина. Разговорились. Поговорили о мотоциклах. Оказывается. Он тоже мотоциклист со стажем. Он и предложил мне провести экскурсию по городу на его машине. Делать всё равно, мол, нечего. Я метнулся в здание вокзала за Игорем. Сказал ему, что опять всего лишь за один килограмм золотого песка договорился с местным гидом на счёт экскурсии. Игорь поначалу немного тупил, не поняв шутку моего юмора. Потом я раскололся, и мы пошли к машине.
Мужчину зовут Александром. Он родился и вырос здесь, знает весь город вдоль и поперёк. Рассказал нам историю всех шахт, заводов, комбинатов, посёлков. Показал все достопримечательности города. Рассказал много интересного о политике правления города. Задело то, что местный мэр не имеет высшего образования. Город на гране перевода его из города в посёлок городского типа. Тогда финансирование сильно снизится и будет по остаточному принципу. Шахты почти все закрыты и работы нет. Счастливые времена сытого коммунизма прошли. Потом Александр привёз нас обратно к вокзалу.
Попрощавшись и обменявшись телефонами, мы двинули к вагонам на загрузку.

Загрузились очень быстро. Соорудили импровизированный пандус из поддонов и деревянной лесенки и затащили мотоциклы в вагон.

В соседнем магазинчике набрали провианта в дорогу, сели в вагоне и ждём отправки. В вагоне ехала в месте с нами мебель На диване мы и расположились. В ожидании потихоньку уничтожаем купленные припасы. Потом, пока вагон прицепляли к составу, мы улеглись подремать. Игорь расстелил пенку на полу и забрался в спальник, а я лёг на диване просто в одежде.
Поехали.

День 13.

Немного поспали. Ночью в вагоне было прохладно. Из приоткрытой форточки тянуло холодом. Я встал и закрыл её потщательнее. Снова захотел есть. Что-то на меня за последний день напал очень активный жор. Поточил припасов и снова улёгся спать.
Вскоре прибыли в Печору. Сначала выгружали из холодильника куриные яйца. Комерсы их быстро перетаскали по машинам. Затем мы скинули мотоциклы. Получилось тоже быстро.
Я очень хотел попасть в Усть-Цильму на праздник Красой горки. Думал, что в этом году у меня есть шанс. Но, как выяснилось, не успел и в это раз. Праздник прошёл в выходные, когда мы ещё были в Инте. Опять пролетел. Тогда я надумал остаться на день у Руслана, а Игорь поехал домой к семье. Я к нему приеду на следующий день, поменяю резину, звёзды, и поедем в Сольвычегодск на мотофестиваль.
У Руслана меня уже ждали. Затопили баньку. Конечно же меня сразу накормили и напоили чаем. День провёл у Руслана дома за разговорами с ним и его мамой. Ближе к ночи посмотрели на компьютере какую-то киношку, и легли спать.

День 14.

Спал долго, спешить-то теперь некуда. Часов в 12 мы с Русланом поехали на паром. Паром, оказывается, ходит теперь с мебельной фабрики. Я оттуда уже отправлялся в прошлые года. Здесь паром идёт через реку около часа.
Грейдер до Чикшино преодолел быстро. Пыли почти не было из-за прошедшего недавно дождя. Участок леса между Каджеромом и Зеленоборском, так же прошёл без задержек. Пока мы катались, большие лужи засыпали песком.

Собственно и дальше приключений не было. Приехал в Сосногорск. Позвонил Игорю. Он вскоре приехал. Поставил мотоцикл у него в гараже и пошли к нему домой отмываться и ужинать. Я его семье наверное уже изрядно надоел.

День 15.

Проснувшись, поехали к мужикам на базу менять резину. Игорь меня там оставил и поехал по делам. Я быстро справился с переобувкой и общаюсь с народом. Время за весёлым разговором прошло быстро. Позже приехал Игорь. Перегнал мотоцикл в гараж, и поехали к другу Игоря, Михаилу, немного отметить его день рождения. Посидели у Михаила в гараже вчетвером. Я, Игорь, Миша и его супруга. Часам к 11 вечера пришли домой. Здесь уже понемногу начинает к ночи смеркаться. На утро нам надо быть на заправке в 8 часов. Там встречается народ, едущий в Сольвычегодск.

День 16.

День был посвящён езде. Утром пришли в гараж. Мой мотоцикл завёлся. Игорев триумф что-то капризничал. Чопорному англичанину видимо было противно стоять рядом с грязнулями фирмы сузуки. Пока заводили, народ с заправки уже отчалил. Но всё обошлось. Мотоцикл завёлся и мы помчались вдогонку.
Я решил, что поеду через Айкино и Яренск. Так ближе заметно, километров на 150. Средняя скорость по грейдеру и асфальту в моём случае почти одинаковая. Игорь поехал вперёд, так как его скорость больше. Через некоторое время нагнал всю честную компанию. Они собрали консилиум на обочине. Я участие в прениях решил не принимать и взомчался дальше. Больше я о них ничего не слышал до самого места мероприятия.
Свернул на Айкино. В городке остановился перекусить. Вскоре заправился. От Яренска уже по давно знакомому грейдеру домчался до Сольвычегодска. На этот раз 160 км его проскочили под колёсами без экстрима. По дороге пару-тройку раз начинался дождик. Но промокнуть под ним не получалось.
Пока ехал от поворота на Коряжму в сторону места, увидел указатель с надписью “эндуро”. Подумал, что это для меня и проехал часть этого маршрута, пока опять не выехал на основной грейдер. Сообразил, что это было не для меня, и поехал дальше по дороге. По дороге нарвался на большой малинник. Ягод полно. Раз уж увидел, остановился полакомиться. Сожрал, сколько смог и поехал дальше.
Приехал к месту проведения фестиваля. Отслюнявил 500 рублей за вход. Посмотрим, что будет за эти деньги. Народу мало. Поставил палатку и поехал в город на экскурсию. Городом я назвал его сгоряча, скорее посёлок. Местечко интересное. Когда-то имение Строгановых. Сохранилось три больших каменных храма. Один закрыт, другой действующий, а в третьем историческая экспозиция. В посёлке в эти дни проходит праздник посвящённый дню Козьмы Пруткова. В центре организована ярмарка, проходят гулянья. Там на площади продают всякую всячину, сласти. Я купил себе приличный кусок шербета и отправился точить его в одиночестве. Так вкуснее.

Игоря и сотоварищей всё нет. Пропали где-то. К вечеру они приехали, уже после 21 часа. Я же приехал в 17 часов. Приехавшие расставили палатки, поставили стол, выложили на него снедь. Потом народ выпивал, а я закусывал. Развели в бочке костёр. Правда, он горел не очень хорошо, так как в дне не были проделаны дыры для лучшей тяги.
К ночи на реке и поле образовался густой туман и похолодало. Часа в три пошёл спать, когда уже понемногу начинало светать.

День 17.

Ночью небо было чистое, и было видно множество звёзд. На утро так жарило солнце, что в палатке стало жарко. Я немного помлел в палатке и вышел в люди. За завтраком можно было сидеть без одежды и загорать.

После еды пошли в город на экскурсию. Посмотрели экспозицию в храме у паромной переправы. Это основной строгановский храм. Они его строили в своё время. Поднялись на колокольню. Есть ещё и музей Сталина. Он тут отбывал ссылку ещё до революции. В музей этот мы не попали. Походили немного по городу, да пошли обратно.
Сейчас городишко уныл и тих. Но раньше город был богат. Здесь было около десятка больших храмов. Были разные промыслы, основной из которых солеварение. Когда соль из рассолов выпаривать стало не выгодно, так как стали добывать каменную соль, Строгановы покинули город, и он обнищал и запустился.

Вернулись в лагерь. Начались какие-то конкурсы. Со сцены что-то вяло вещал ведущий в почти пустое пространство перед ней. Такса в 500 рублей явно оказалась преувеличенной. Организация вяленькая, да и организовывать особо нечего и некого. Монгол Шуудан на сцене?... Ну по мне так это фигня редкостная. Можно было попробовать пригласить какие-либо местные группы. Они бы с удовольствием и так поиграли. Из конкурсов ничего интересного не было. За самый дальний пробег приз получил какой-то парень из Белоруссии. 1900 км. У меня вышло около 3000 км.
К вечеру собрались в лагере у костра. Ели, пили, говорили.

День 18.

Утро было жаркое. Народ уже ходил в трусах. Появилась надежда на жаркий день. Быстро позавтракали и стали собираться. Тепло попрощались со всеми уезжающими. Кто ехал домой, а кто продолжать путешествие. Я уехал из нашего лагеря последним. Мне спешить некуда.
Как только выехал из Сольвычегодска в сторону Коряжмы, километра через два-три увидел на грейдере перевёрнутую машину. Они только что проехали передо мной. Мотор ещё работает, колёса крутятся. Пока останавливался, мотор у машины заглох. В салоне вниз головами висят на ремнях два персонажа, как фаберже без мошонки. Тишина. Пытаюсь открыть дверь, не выходит. Её заклинило. С водительской стороны разбито стекло двери. Парень просит приподнять машину, так как ему зажало руку между землёй и крышей и очень больно. Тут подъехала ещё одна машина. Вышел мужик и как-то вяло в прострации подходит. Я ему говорю:”Иди сюда, надо машину приподнять”, а он на своей волне, идёт и что-то рассматривает. Я гаркнул на него посильнее, мужик проснулся, быстро подошёл, и мы вдвоём чуть дёрнули машину вверх и страдалец освободил руку. Подъехал ещё народ на машинах. Страдальцы вылезли из салона. Хорошо, были пристёгнуты. Пассажир почти не пострадал. Водила весь в крови от порезов о стекло, может о руль ещё ударился. Рука сильно исцарапана и идёт кровь. Я велел ему немного посидеть на обочине, прийти в себя. С приехавшими перевернули машину на колёса и откатили в сторону. У водителя вроде всё гнётся и шевелится. Может и рука не сломана. По крайней мере, он ей двигает нормально. Гаи вызывать не стали. Возможно пострадавшие были под хмелем.
Поняв, что мне здесь делать нечего, поехал дальше. А дальше просто ехал по асфальту в сторону дома по той же дороге, что и приехал. Начало дня было тёплое и солнечное. Но в середине погода испортилась, и пошёл дождик. Потом поднялся сильнейший ветрище, кругом потемнело, стали видны молнии и слышен гром. Начался очень сильный ливень. Я продолжал движение, останавливаться нет смысла. Мотоцикл отмылся от грязи. Ботинки сразу же промокли, куртка держит и внутри я сухой, только немного затекает за воротник. Через какое-то время дождь прекратился, но потом периодически начинался уже не такой сильный.
Была мысль встать на ночь часов в восемь вечера, но на тот момент шёл дождь, и вокруг не попадалось удобных мест. Начались густонаселённые места. С другой стороны до дома осталось всего около 300 км, а может и меньше.
Монотонно и без приключений доехал до дома, слегка озябший и промокший. Было около двух часов ночи.